КУРС ОРКСЭ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Нормативно правовые документы введения курса ОРКСЭ


Источник -

15 апреля 2015 года в городском информационно-методическом центре г. Владимира методистом ГИМЦ Гуляковой Надеждой Сергеевной была проведена видеоконсультация для родителей и преподавателей курса "Основы религиозных культур и светской этики". Были рассмотрены следующие вопросы:

  • специфика выбора родителями модуля, который будет изучать их ребёнок
  • методика проведения родительского собрания по ознакомлению с содержимым модулей
  • особенности выбора учебно-методического комплекта для преподавания, перечень рекомендуемых изданий

С 1.09.2012 в школах России вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Основой для разработки курса послужили:

1.       Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);

2.      Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

 Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.

         Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

          Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

         Задачи учебного курса ОРКСЭ:

– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

– развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

– развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

        Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

1.     Основы православной культуры;

2.     Основы исламской культуры;

3.     Основы буддийской культуры;

4.     Основы иудейской культуры;

5.     Основы мировых религиозных культур;

6.     Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и  по выбору его родителей (законных представителей).

         Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

          Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями но вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.

В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.

         В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).

Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.

Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru:

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.

Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:

Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru; Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.

Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах:

http://www.patriarchia.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://otdelro.ru Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;

http://www.muslim.ru Совет муфтиев России; http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов; http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России. Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:

сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru; сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).

18 марта в 3-х классах прошло совместное собрание,  целью которого было познакомить родителей (законных представителей) обучающихся  с задачами нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», его структурой, содержанием, организацией изучения.

     В практической части собрания родители заполнили анкеты и оформили заявления по выбору курса ОРКСЭ.

     Результаты выбора зафиксированы протоколами собраний для родителей учащихся 3-х классов и письменными заявлениями родителей о выборе модуля учебного курса ОРКСЭ для обучения своего ребенка.

По итогам двух собраний выбор одного из модулей курса ОРКСЭ родителями, согласно принятым заявлениям, следующий:

Название модуля

 

3 «А» класс

3 «Б» класс

Итого

«Основы православной культуры»

26 чел./ 100 %

26 чел./100 %

52 чел./ 100 %

«Основы исламской культуры»

 

 

 

«Основы буддийской культуры»

 

 

 

«Основы иудейской культуры»

 

 

 

«Основы мировых религиозных культур»

 

 

 

«Основы светской этики»

 

 

 

16 декабря 2014 г. на базе школы прошёл городской семинар по ОРКСЭ на тему:  «Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (из опыта работы).

На семинаре присутствовали 11 педагогов из школ г.Владимира.

Митрофанова Юлия Вячеславовна ,ответственная за курирование нач. школы , представила Презентацию школы и рассказала об  особенности выбора модулей курса ОРКСЭ родителями школы.

Учителя начальных классов поделились опытом своей работы.

Кривчик Ирина Анатольевна и Зайончевская Ирина Владимировна рассказали о связи уроков ОРКСЭ с учреждениями доп. образования и действующими храмами.

Система оценки результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ была представлена в выступлении Наумовой  Марины  Анатольевны .

Вопрос об организации проектной деятельности в рамках курса ОРКСЭ был раскрыт Лукашовой  Светланой Борисовной.

Балакирева Елена Сергеевна, руководитель МО учителей  начальных классов , поделилась проблемами  и размышлениями  по реализации курса ОРКСЭ.

Иващенко Елена Александровна  представила свой опыт работы по теме: « Тесты  к урокам  ОРКСЭ».

Выступления учителей сопровождались презентациями и  показом творческих работ учеников.

В конце семинара был сделан  главный вывод: духовно-нравственное образование сегодня должно стать приоритетным направлением профессиональной  деятельности педагогических коллективов. Деятельность эта будет эффективна, если ее осуществлять в разных формах, разными методами. Уроки по ОРКСЭ внесут весомый вклад в просвещение молодого поколения.

Присутствующие учителя очень внимательно слушали, задавали вопросы,  дополняли, рассказывали о своих находках. Цели, заявленные организаторами, совпали с ожиданиями приглашённых на семинар учителей.

    Семинар прошёл плодотворно для всех нас. Большинство учителей  оставили положительные отзывы в адрес организаторов семинара, отметили, что получили реальную методическую помощь.

ОТЗЫВЫ:

«Данный семинар для меня был очень актуальным, полезным и информативным. Он позволил  сформулировать наметившиеся проблемы в ходе изучения курса и определить пути их преодоления».

«Сегодня увидели и услышали интересные методы работы. Спасибо за организацию семинара!»

«Спасибо за работу! Творческих успехов!»

 Буклет ОРКСЭ

 В детском музейном центре

 Система оценки результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ

Мониторинг выбора модуля ОРКСЭ на 2014 -15 уч.г.

Наименование модуля

Кол-во уч-ся 4 «А» класса выбравших модуль

Кол-во уч-ся 4 «Б» класса выбравших модуль

Итого

Учащихся

«Основы православной культуры»

20

20

40

«Основы исламской культуры»

-

-

-

«Основы буддийской культуры»

-

-

-

«Основы иудейской культуры»

-

-

-

«Основы мировых религиозных культур»

-

-

-

«Основы светской этики»

5

-

5

Результаты выбора модулей курса

«Основы Религиозной Культуры и Светской Этики»

Дополнительную информацию, для изучения методических материалов по курсу ОРКСЭ, можно найти на портале www.orkce.org


Вход на сайт

Календарь

Электронный дневник Изменения в расписании

«  Февраль 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
242526272829

КАРТА САЙТА

70 ЛЕТ ПОБЕДЫ

ГОД КИНО

Статистика
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0