КУРС ОРКСЭ
Нормативно правовые документы введения курса ОРКСЭ
Источник -
15 апреля 2015 года в городском информационно-методическом центре г. Владимира методистом ГИМЦ Гуляковой Надеждой Сергеевной была проведена видеоконсультация для родителей и преподавателей курса "Основы религиозных культур и светской этики". Были рассмотрены следующие вопросы:
-
специфика выбора родителями модуля, который будет изучать их ребёнок
-
методика проведения родительского собрания по ознакомлению с содержимым модулей
-
особенности выбора учебно-методического комплекта для преподавания, перечень рекомендуемых изданий
С 1.09.2012 в школах России вводится учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ). Основой для разработки курса послужили:
1. Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
2. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).
Согласно приказу Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373 об утверждении и введении в действие стандарта начального общего образования стандарт направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности, сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
– знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
– развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
– обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
– развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся начальной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Преподавание основ религиозных культур в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации: Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учёта разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (п. 4 ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании»).
В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (ст.ст. 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение религиозных культур и светской этики проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, в рамках установленных законом правовых норм взаимодействуют с религиозными организациями но вопросам апробации комплексного курса, включая вопросы методического сопровождения и подготовки учителей, посредством привлечения их представителей в соответствующие рабочие и координационные структуры.
В рамках преподавания комплексного курса не предусматривается обучение религии. Под обучением религии понимается преподавание вероучения. В Российской Федерации законодательно закреплено право родителей обучать детей религии вне образовательной программы (статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», далее - Закон). Такое обучение может вести религиозная организация.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое).
Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по тематике курса также размещаются на сайтах:
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru.
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур, этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических интернет-сайтах:
Электронная гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru; Государственный музей истории религии - www.gmir.ru.
Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах:
http://www.patriarchia.ru Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), http://otdelro.ru Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ;
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России; http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов; http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России. Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
сайт Общественной палаты - http://www.oprf.ru; сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации).
18 марта в 3-х классах прошло совместное собрание, целью которого было познакомить родителей (законных представителей) обучающихся с задачами нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», его структурой, содержанием, организацией изучения.
В практической части собрания родители заполнили анкеты и оформили заявления по выбору курса ОРКСЭ.
Результаты выбора зафиксированы протоколами собраний для родителей учащихся 3-х классов и письменными заявлениями родителей о выборе модуля учебного курса ОРКСЭ для обучения своего ребенка.
По итогам двух собраний выбор одного из модулей курса ОРКСЭ родителями, согласно принятым заявлениям, следующий:
Название модуля
|
3 «А» класс |
3 «Б» класс |
Итого |
«Основы православной культуры» |
26 чел./ 100 % |
26 чел./100 % |
52 чел./ 100 % |
«Основы исламской культуры» |
|
|
|
«Основы буддийской культуры» |
|
|
|
«Основы иудейской культуры» |
|
|
|
«Основы мировых религиозных культур» |
|
|
|
«Основы светской этики» |
|
|
|
16 декабря 2014 г. на базе школы прошёл городской семинар по ОРКСЭ на тему: «Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» (из опыта работы).
На семинаре присутствовали 11 педагогов из школ г.Владимира.
Митрофанова Юлия Вячеславовна ,ответственная за курирование нач. школы , представила Презентацию школы и рассказала об особенности выбора модулей курса ОРКСЭ родителями школы.
Учителя начальных классов поделились опытом своей работы.
Кривчик Ирина Анатольевна и Зайончевская Ирина Владимировна рассказали о связи уроков ОРКСЭ с учреждениями доп. образования и действующими храмами.
Система оценки результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ была представлена в выступлении Наумовой Марины Анатольевны .
Вопрос об организации проектной деятельности в рамках курса ОРКСЭ был раскрыт Лукашовой Светланой Борисовной.
Балакирева Елена Сергеевна, руководитель МО учителей начальных классов , поделилась проблемами и размышлениями по реализации курса ОРКСЭ.
Иващенко Елена Александровна представила свой опыт работы по теме: « Тесты к урокам ОРКСЭ».
Выступления учителей сопровождались презентациями и показом творческих работ учеников.
В конце семинара был сделан главный вывод: духовно-нравственное образование сегодня должно стать приоритетным направлением профессиональной деятельности педагогических коллективов. Деятельность эта будет эффективна, если ее осуществлять в разных формах, разными методами. Уроки по ОРКСЭ внесут весомый вклад в просвещение молодого поколения.
Присутствующие учителя очень внимательно слушали, задавали вопросы, дополняли, рассказывали о своих находках. Цели, заявленные организаторами, совпали с ожиданиями приглашённых на семинар учителей.
Семинар прошёл плодотворно для всех нас. Большинство учителей оставили положительные отзывы в адрес организаторов семинара, отметили, что получили реальную методическую помощь.
ОТЗЫВЫ:
«Данный семинар для меня был очень актуальным, полезным и информативным. Он позволил сформулировать наметившиеся проблемы в ходе изучения курса и определить пути их преодоления».
«Сегодня увидели и услышали интересные методы работы. Спасибо за организацию семинара!»
«Спасибо за работу! Творческих успехов!»
Система оценки результатов усвоения комплексного учебного курса ОРКСЭ
Мониторинг выбора модуля ОРКСЭ на 2014 -15 уч.г.
Наименование модуля |
Кол-во уч-ся 4 «А» класса выбравших модуль |
Кол-во уч-ся 4 «Б» класса выбравших модуль |
Итого Учащихся |
«Основы православной культуры» |
20 |
20 |
40 |
«Основы исламской культуры» |
- |
- |
- |
«Основы буддийской культуры» |
- |
- |
- |
«Основы иудейской культуры» |
- |
- |
- |
«Основы мировых религиозных культур» |
- |
- |
- |
«Основы светской этики» |
5 |
- |
Результаты выбора модулей курса
«Основы Религиозной Культуры и Светской Этики»
Дополнительную информацию, для изучения методических материалов по курсу ОРКСЭ, можно найти на портале www.orkce.org
СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема
Доступная среда
Организация питания в образовательной организации
Международное сотрудничество
« Сентябрь 2024 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
- 2020 Август
- 2020 Сентябрь
- 2021 Январь
- 2021 Февраль
- 2021 Март
- 2021 Апрель
- 2021 Май
- 2021 Июнь
- 2021 Июль
- 2021 Сентябрь
- 2021 Октябрь
- 2021 Ноябрь
- 2021 Декабрь
- 2022 Январь
- 2022 Февраль
- 2022 Март
- 2022 Апрель
- 2022 Май
- 2022 Июнь
- 2022 Июль
- 2022 Август
- 2022 Сентябрь
- 2022 Ноябрь
- 2023 Январь
- 2023 Февраль
- 2023 Март
- 2023 Апрель
- 2023 Май
- 2023 Июнь
- 2023 Июль
- 2023 Октябрь
- 2023 Ноябрь
- 2024 Январь
- 2024 Март
- 2024 Май
- 2024 Июнь
- 2024 Август